Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Биографии ветеранов Великой Отечественной войны

Биография и боевой путь участника

Великой Oтечественной войны

Снытко Семена Антоновича

Родился Семен Антонович Снытко 24 февраля 1925 года в деревне Большая Мощаница Белыничского района, в крестьянской семье. С младенчества воспитывался в семье дедушки Хмелькова Александра Трифоновича, так как мать страдала тяжелой болезнью. Когда ему исполнилось 6,5 лет, пошел в первый класс Мощаницкой семилетки, а среднее образование получил в Белыничской СШ.

- Три года, - вспоминает он, - ходил пешком в райцентр. К учебе у меня был большой интерес. Примером для подражания для меня был мой дядя - капитан Красной Армии Хмельков Михаил Александрович, который потом погибнет в 1941 году, защищая Москву. Именно он убедил дедушку в том, что я должен продолжать учебу. Семен Антонович окончил Белыничскую СШ в июне 1941 года, перед самым началом войны. Война перечеркнула все дальнейшие планы. Он оказался на оккупированной немецко­-фашистскими захватчиками территории. Сначала работал с дедушкой в сельском хозяйстве, а потом, весной 1944 года, ушел в партизанский отряд № 8 (Круглянская военно-оперативная группа, командир ст. л-т Соколов), который действовал в Круглянском, Белыничском и Крупском районах.

После соединения с частями Красной Армии в конце июня 1944 года вначале попал в запасной полк, а с 15 августа 1944- на фронт, в составе 459-полка 42-ой Смоленской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Это та самая дивизия, которая освободила Белыничи и нашу родную Мощаницу. Это тот самый полк, в котором служил старший лейтенант Сергей Григорьевич Терешкевич, геройски погибший, освобождая наш район. Дивизия входила в 49 армию в составе II Белорусского фронта.

Первый бой принял 22 августа 1944 года на территории Польши, в качестве наводчика в расчете противотанкового ружья. А потом в полковой батарее 45мм противотанковых пушек заряжающим, а позже - наводчиком.

Батарея этих пушек всегда находилась во время боя в боевых порядках пехоты для борьбы с танками противника. Это оружие было грозным для немецких танков и очень уязвимым для наших орудийных расчетов. Чтобы прямой наводкой уничтожить вражеский танк, нужно расчету быть не только слаженным в стрельбе, но и обладать особой стойкостью, презрением к опасности в критические минуты боя.

Семен Антонович рассказывал: «В ноябре 1944 года наш полк получил задание провести разведку боем на возможном направлении главного удара 49 армии, после продолжительной обороны на реке Нарев между польскими городами Ломжа и Остоленка. Ночью, тихо форсировав реку Нарев, мы пошли в атаку и с боем взяли три линии глубокоэшелонированной обороны противника. Но и враг не дремал. Более двух суток мы сдерживали его контратаки. К тому же фашисты сумели подтянуть сюда крупные резервы из тыла. Как потом выяснилось, тем самым мы оттянули их на себя, позволив остальным советским войскам перейти в генеральное наступление.

А на то время испытания на долю бойцов полка выпали невероятные. Немцы, направляя весь огонь на наши позиции, начали постепенно оттеснять нас к реке, тем более, что силы были далеко не равные. Пантонные лодки почти все были уничтожены, отступающих бойцов фашисты расстреливали в упор. Многие утонули в ледяных водах Нарева. Мне повезло в этом бою. Успев сбросить бушлат, я ухватился за проплывающее рядом бревно, которое, на счастье, притянуло меня на другой берег. В тот день мы не досчитались многих своих товарищей. Погибло и трое моих друзей - Михаил Солонович из Могилева, Антон Тумор и Антон lIIлык из Круглянщины. Полк сваю задачу выполнил, но мы остались без своего командира полка полковника Козлова, которого тяжело ранило. Вскоре ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а еще через некоторое время он вернулся в родной полк. Не забыли и о нас, простых солдатах. Я, в частности, был отмечен медалью «За отвагу». Это самая дорогая из всех моих наград. Я ценю ее даже выше, чем орден Красной Звезды, которым был награжден позже, за взятие Данцига».

Потом Семен Антонович прошел фронтовыми дорогами по Германии, форсировал Одер, встречался с союзниками на Эльбе.

- В одном из боев смертельно ранило нашего командира взвод лейтенанта Суворова, - говорит ветеран. - Это был пятый из сыновей у родителей, который погиб за нашу Родину. После войны я долго с ними переписывался. Не миновала беда и меня. Под Данцигом наш орудийный расчет наскочил на противотанковую мину. Все бойцы погибли, а меня сильно контузило. Отправиться в госпиталь отказался, так как боялся, что после выздоровления могут отравить в другую часть, где нет моих земляков, боевых товарищей. Со своим полком дошел до немецкого города Пархим, что в 100 км к востоку от Гамбурга. Вскоре мы вышли к Эльбе, где и встретились с союзниками. Эта встреча стала самой счастливой и радостной в моей жизни. Американские и английские солдаты дарили нам часы, зажигалки, а мы звездочки от пилоток, так как ничего другого не было.

После окончания войны Семен Антонович еще долгих пять лет не мог вернуться в самый дорогой для его сердца уголок деревню Большая Мощаница. До 1947 года он оставался служить на территории Германии, а потом в Северо-Кавказском военном округе. И только в апреле 1950-го вернулся в родные края. Перед ним встала проблема: что делать, где применить свои способности и талант. И бывший солдат поcтупил на литфак Могилевского педагогического института. После его окончания  вернулся в Мощаницу и более 30 лет преподавал русский язык и литературу в местной школе.

Родина высоко оценила и трудовые заслуги Семена Антоновича. К боевым наградам добавился орден Трудового Красного Знамени.

Умер Семён Антонович в агрогородке Большая Мощаница в 2013 году.

Биография ветерана Великой Отечественной войны

Дарасевича Павла Харитоновича

Не только в Мощанице, Белыничах, но и в Могилёвской области, знают ветерана войны и труда Дарасевича Павла Харитоновича. Его жизненный путь был нелёгким. Родился он 21.03.1921 года в деревне Поповцы Шкловского района Могилёвской области. После учёбы, весной 1940 года его призвали в ряды Красной армии. С июля 1940 года он служил в 98-м особом пантонно - мостовом батальоне в Западной Украине. Летом палаточный лагерь находился на берегу реки Днестр в 12 километрах от Германии. Служба шла своим чередом, ничего не предвещало беды. Ещё один день армейской службы подходил к завершению. Завтра воскресенье. Уже мысли неслись о том, как он отдохнёт и проведёт долгожданный для каждого солдата выходной. Складывался определённый план. Никто не мог предположить, что завтра превратится в огненный смерч, который начался 22 июня 1941 года и продолжался долгие четыре года.

         Сначала была надежда, что это временная диверсия, что начавшаяся немецкая канонада прекратится. Но скоро бойцы поняли, что случилось что-то страшное и нужно уходить. Пришлось несколько месяцев подряд отступать, по возможности вести бои с небольшими передышками. Пришлось испытать горечь поражения, когда с боями покидали города, деревни, неся потери в живой силе и технике. Победа под Москвой не решила основной проблемы. Враг рвался на Восток.

         Весной 1942 года Павел Харитонович был бойцом 734 стрелкового полка 233 стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Саратовской области. В ноябре 1942 года главный вопрос войны решался под Сталинградом, и дивизия, в которой воевал Павел Харитонович, была переброшена под Сталинград. Командиром взвода, в котором было 50 человек, был назначен Павел Харитонович, главной задачей саперного взвода было минирование территории.

         Бойцы делали ночные вылазки и ставили мины. Приблизительно за неделю цепью минных полей были заняты сотни километров. Это сыграло определённую роль, когда началась Сталинградская битва. Он был участником Сталинградской битвы. После Сталинграда саперный полк был переброшен ближе к передовой, в Воронежскую область. Готовилось сражение на Курской дуге, и саперам отводилась важная роль. Павлу Харитоновичу пришлось принимать активное участие в Курской битве, где особенно жарко было однополчанам. Война была тяжелой для всех, она не щадила никого, сапер ты или танкист. Нужно было воевать, бить врага, изгонять его с территории нашей страны. Иногда случались непредвиденные ситуации, из которых трудно было найти выход, а порой это и не зависело от самого. Это случилось 18.09.1943 года, когда шли бои под Полтавой. Освобождали какое-то село. На подступах к нему было минное поле. Подход к селу нужно было разминировать до наступления ночи и не дать возможности немцам окапаться, укрепить оборону. Под пулями и непрерывным огнём противника отправились на задание. Всё время ползли по-пластунски, разбившись на две группы. Живыми добрались до кустов и решили переждать, немного отдохнуть. Но вдруг внимание привлек человек, который полз по минному полю и что-то кричал. Хотел человек предупредить нас об опасности или показать безопасный проход, мы так и не поняли. «Я, – говорит Павел Харитонович, – пытался его остановить, жестами показывал ему опасность, но всё напрасно. Всё произошло неожиданно и мгновенно».

         - Единственное, что я запомнил – высокие, уходящие к небу, столбы земли от нескольких взрывов, боль и лужа крови. Очнулся только через неделю в полевом госпитале. У меня оказалось семь осколочных ранений. Были перебиты обе ноги, повреждена голова, шея, плечо, позвоночник. К слову, два осколка остались во мне и ношу их и сегодня. Девять месяцев длилось лечение в Пензенском госпитале, где проводились различные операции. Из госпиталя выписался на костылях. Дорога на фронт для меня оказалась закрытой, война оконченной.

Но Павел Харитонович чувствовал, что ещё может приносить пользу Родине.

         Девять месяцев Павел Харитонович трудился на Гомельщине, работал в торговле, был избран председателем Василевичского горпо, оправился от ран. Но работа вдали от родных мест его не устраивала. Как только освободилась Шкловщина от фашистских захватчиков, он поехал в родную деревню и начал работать.   Сначала работал в колхозе, которым руководила его сестра. Колхоз был слабым, хозяйство только начинало развиваться, на ферме было 3 коровы, все было в руинах и пожарищах. Но Павел Харитонович не спасовал перед трудностями работы.

         Скоро в райкоме ему предложили пост помощника прокурора района. Проработав на этой должности 2,5 месяца, он показал, что может обеспечивать работу, справляться с поручением. После этого ему поручили выполнять обязанности прокурора района, где он проработал 3,5 года. Он проявлял прямолинейность, неподкупность, требовал строгого выполнения заданий.

         Приходилось принимать участие в ликвидации бандитских групп, которые убивали и грабили мирных жителей, совершали попытки нападения на секретаря райкома, начальника милиции, работников суда и прокуратуры, боролся со взяточниками и ворами, расхитителями государственного добра.

         Приобретённый опыт пришлось реализовать в Белыничском районе, где в должности прокурора района он проработал 11 лет.

         В 50-е годы остро стал вопрос о подъёме сельского хозяйства, нужно было укреплять колхозы руководителями. В 1958 году райком рекомендовал Павла Харитоновича председателем колхоза «Ленинский путь», в котором были объединены колхозы Калинина, Буденного, Кирова, Вторая пятилетка.

         Неутомимый труженик Павел Харитонович показал себя умелым организатором и руководителем. В 1958 году была ликвидирована Калиновская МТС, а 6 марта 1959 года был создан совхоз «Калиновский», в соответствии с Постановлением Совета Министров БССР. В его состав вошли колхозы Мощаницкого, Кулаковского, Эсьмонского сельских советов, директором которого был назначен Дарасевич Павел Харитонович, который и работал в этой должности до 1969 года.

         Он добился высокой трудовой дисциплины, значительно повысил урожай сельхозяйственных культур и продукции животноводства.

За 1960 - 1961 годы совхоз был электрифицирован, телефонизирован, построены животноводческие помещения в Малой Мощанице. Оборудовал пилораму, столярный цех, кроликоферму и КЗС, склады.

Оказывал помощь Мощаницкой средней школе. При помощи бригады плотников в 1967 году был построен интернат для детей, проживающих далеко от школы. Павел Харитонович приложил усилия, чтобы строительство новой типовой школы было включено в план на 1970 год. Благодаря помощи депутата Верховного Совета БССР Капича началось строительство типовой школы на 536 мест, с вводом которой в строй, занятия начали проводиться в одну смену.

Павел Харитонович с 1969 года работал пчеловодом совхоза, являлся председателем совета ветеранов совхоза, выступал перед молодёжью, рассказывал о боевых действиях, содействовал патриотическому воспитанию. Последние годы жизни Павел Харитонович провёл у своей дочери в г. Минске. Умер ветеран в 2015 году.

Биография ветерана Великой Отечественной войны

Усова Михаила Давыдовича

Михаил Давыдович родился 23 февраля 1924 года в деревне Большая Мощаница. Закончил семилетку в Мощанице, а после ходил учиться в Белыничскую среднюю школу. В 1941 году, закончив 9 классов, решил получить специальность слесаря-металлиста и поступать в ленинградское училище металлистов. Даже получил вызов на учёбу.

Но неожиданным вихром налетела война и поломала не только мечты, но и жизни людей.

Юношей потребовал военкомат. Собрали молодёжь и отправили пешком в Могилёв на сборный пункт. Там погрузили в вагоны и собирались отправить для обучения в Ленинград.

Но неожиданно планы поменялись, вагоны понадобились для военной техники. Михаил Давыдович вспоминал: «Нас выгрузили и отправили в общежитие строительного училища на улице Миронова. Пару недель мы ждали удобного момента, кормили нас в столовой № 20 около кинотеатра «Чырвоная Зорка», после снова отвозили в общежитие училища. Через некоторое время нас отпустили» .

Идя домой из Могилёва в Мощаницу, группу юношей около деревни Нежков обстрелял немецкий самолёт. На счастье, никто не был ранен или убит. Дома уже было тревожно, а потом пришли немцы.

Немцы быстро навели порядок, гарнизон в деревне Осливка охранял дорогу, из ненадёжных людей сделали группу полицаев. Они ловили молодёжь и отправляли в Германию, делали обыски у подозрительных людей, прочёсывали деревню несколько раз, искали партизан.

Михаил Давыдович вынужден был прятаться от немцев, а когда появились народные мстители, помогал как мог, собирал оружие и передавал им в лес. Неожиданно заболел брюшным тифом и болел с переменами до освобождения территории.

«После освобождения Беларуси от фашистов, - рассказывает ветеран, - нас собрали в военкомате и отправили в Могилёв, на Луполова – 2 и направили в г. Казельск Смоленской области, где находился в запасном полку, там же была запасная дивизия, которая готовилась до наступательных операций. Пробыл там несколько недель в «учебке», на время которой мне удалось освоить профессию автоматчика, пулемётчика. Нас перебросили в Польшу, где готовилась масштабная операция по наступлению советских войск на Варшаву. На станции Черемуха я оказался в составе 183 запасного полка пулемётчиков. Организовался прорыв на реке Висла. Нам удалось форсировать Вислу и оказаться на плацдарме перед Одером. В это время пришлось встретить ребят из Мощаницы: Лапотентова Фёдора и Лапотентова Данилу, которые появились здесь раньше. Но когда началось наступление, мы расстались.

Около города Падлеска стоял 212 полк под командованием полковника Зайцева, батальоном командовал генерал Суботин, который относился до дивизии под командованием генерала Богдановича. Здесь находилась 33 армия под командованием генерал-лейтенанта Малинина. После Сандамировского пландарма путь вёл до Франкфурта. Мы оказались около населённого пункта Везенав. Больше 2 месяцев держали оборону, фашисты применяли разные варварские способы. Они взорвали шлюзы, залили территорию, но мы мужественно держались на укреплениях, залитых водой. 16 апреля началось наступление на Берлин. Приходилось быть впереди.

Незадолго до Победы я был ранен. 23 апреля 1945 во время наступления Советской армии я был первым номером станкового пулемёта. А мы фашистам, как нож в сердце. Вот и начали они закидывать наши окопы минами. Одна из них разорвалась рядом, и несколько осколков попали в меня.

В одно мгновение перед глазами прокрутилась вся жизнь, мои друзья, сестра и отец. Мне стало легко и хорошо, я бежал по туннелю, а впереди призывно горело яркое светло. Со всей силой хотелось добраться до него, но неожиданно я увидел мать, услышал её голос. Она плакала и звала меня, и я очнулся. Вот так довелось пережить клиническую смерть и другой раз родиться на свет. Шесть месяцев провалялся в госпитале в польском городе Седляц, перенёс несколько операций. Один осколок достать так и не удалось и по сегодняшний день. Все эти годы я, как тот барометр, предчувствую непогоду за два, три, дня. В апреле 1945 меня выписали с госпиталя и направили в батальон выздоравливающих. После стал служить в составе группы войск в Германии. Наш артдивизион дислоцировался в городе Ортруф, принял участие в обслуживание полигона, где проводились учения, был оператором по телефонным подстанциям».

В 1946 году был важный день в жизни ветерана. Проводились выборы   в верховный Совет СССР, кандидатом от группы войск   был выдвинут командир восьмой армии Чуйков. На встрече с Чуйковым был и Усов. Ему доверили стоять с флагом в почётном карауле на сцене, где сидел президиум и выступал Чуйков.

Во время учений Михаил Давыдович встречался с генералом Болдином, командиром артдивизионам.

В 1947 годы продолжалась демобилизация войск, военных отправляли домой. Первого апреля 1947 года Усов Михаил Давыдович вернулся на Родину, в свою деревню.

Стала задача, как строить мирную жизнь? В Мощанице была МТС «Калиновская», директор Г.Н. Крупенькин принял былого воина на работу учётчиком в тракторную бригаду Ржевского. Бригада размещалась в Запольском совете, каждый день нужно было ходить туда и назад, это не совсем удобно.

Была нужда в учителях, и его направили в Вольницкую начальную школу учителем, где училось 117 учащихся. Потом работал учителем Параховской НСШ. В 1953 году стал работать в Михасёвской семилетней школе.

Несчастья и невзгоды подстерегали его и в мирные дни. Не успел жениться, как через год при родах умерла его жена, оставив двух близнецов: сына Петю и дочь Лиду. Нужно было воспитывать их, поднимать на ноги. Женился снова. Вторая жена Екатерина Михайловна, тоже подарила двух детей: сына Володю и дочь Тамару.

В 1968 он становится воспитателем ГПД, а в 1969 становится учителем физической культуры Мощаницкой СШ. В 1970 году поступил учиться в Могилёвское училище, а в 1973 году получает диплом учителя физической культуры. До 1984 года работал в Мощаницкой школе. 46 лет учил в школах Мощаницкого сельского совета. Дети выучились и работают в разных коллективах Минска и Могилёва.

Михаил Давыдович перенёс инфаркт, имел вторую группу инвалидности. Умер Михаил Давыдович в 2012 году в д. Большая Мощаница.

Разделы сайта