Неопределенное состояние профессиональной идентичности - характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.
В этой ситуации учителю тем более важно продумать методы стимулирования профессиональной идентичности.
Интерес для подростков представляет совместная деятельность по изучению профессионального пути известных в своей области людей. Важно в данной работе уделить внимание истокам профессии в детстве, путям получения профессии, качествам личности, которые позволили достичь столь значительных успехов. Эта работа позволяет рассмотреть преимущества тех или иных профессий, «примерить» их на себя. Изучение мира профессий, профессиограмм поможет приблизить учащихся к решению вопроса о выборе профессии.
Традиционными являются такие формы работы: посещение предприятий города, приглашение специалистов Центра занятости, психологов, привлечение в профориентационную работу родителей.
Принимая решение о выборе профессии, месте работы, планируя профессиональную карьеру, учащимся важно знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем, иначе человек рискует столкнуться с переизбытком специалистов и, следовательно, высокой конкуренцией
Знакомство с востребованными специалистами, их профессионально важными качествами, требованиями работодателей к работникам, может подстегнуть ученика к работе над собой, выбору нужного спецкурса в школе.
Изучение рынка труда вполне возможно с помощью интернета. Самостоятельная подготовка учащихся к классным часам на тему «Востребованные профессии на рынке труда», знакомство с сайтами центров занятости, просмотр каталогов вакансий, мнение специалистов, работающих в этой сфере – с одной стороны и ваш искренний интерес и поддержка - с другой стороны помогут ученику в вопросе выбора профессии.
Однако общих предположений о тенденциях на рынке труда недостаточно, необходимо также проводить анализ местного рынка труда, знать на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая предполагается оплата труда.
Влияние учителей на отношение детей к себе
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения уверенная.
Принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение учителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же – неприязненное, неуважительное, пренебрегающее – отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
Учитель формирует адекватную самооценку, бывая строгим, но последовательным. Такой учитель требует, чтобы ученик много знал и умел, был отзывчивым и честным, но в то же время проявляет достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускает исключения из правил. Т.е. внимательное отношение сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляются взаимопонимание.
Учитель формирует низкую самооценку, бывая часто непоследовательным в своих ожиданиях, слишком многое запрещая, чрезмерно критично относясь к ученикам.
Выставляя оценку, учитель должен помнить: оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.
У ученика появится адекватная самооценка только в том случае, если учитель заботится о его статусе, демонстрирует уважение, интерес, веру в ученика, его возможности.
Влияние учителей на формирование уверенности учеников
Наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые могут как-то защититься от критики, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают окружающие его, значимые люди, в том числе педагоги.
Рекомендации педагогам.
- Стройте свою работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей детей, законах развития личности, уважайте ребёнка, демонстрируйте интерес к его личностным проявлениям.
- Проявляйте высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
- Установите контакт с ребёнком, не используйте в процессе общения отрицательных оценок их работы и уровня развития.
- Сравнивайте ребёнка только с самим собой, оценивайте только действия, не давая отрицательных оценок личности.
- Демонстрируйте внимательное отношение к ребёнку, ориентацию на совместную деятельность, сотрудничество.
- Постоянно создавайте ситуации успеха, поощряйте ребёнка, оценивая оптимистически. Повышайте статус, значимость ребёнка в детском коллективе.
- Учитывайте базовые потребности ребёнка (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
- Демонстрируйте ребёнку хорошее, бодрое настроение, жизнелюбие и оптимизм.
- Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями ребёнка, другими педагогами, преследуя единую цель.
раскрыть » / « свернуть